Питание детей в дошкольном и младшем школьном возрасте


Особенности питания детей дошкольного и школьного возраста связаны с уменьшением относительной (на 1 кг массы тела) потребности организма ребенка в калориях и белках и увеличением в пище доли растительных белков и жиров, а также углеводов. Меню детей после б лет расширяется как за счет пополнения ассортимента продуктов питания (практически им можно давать все пищевые продукты, исключая острые и горькие приправы), так и путем варьирования технологии кулинарной обработки. Но при этом следует избегать избытка жиров, содержание которых в пище должно строго соотноситься с количеством углеводов. Соотношение белков, жиров и углеводов в пище должно отвечать пропорции 1:1:4, что легче достигается путем максимального разнообразия детского меню.

Все доброкачественные продукты для здорового ребенка безвредны в любых комбинациях, хотя все же есть более и менее целесообразные сочетания. Например, полезно сочетание гречневой каши с молоком, при котором усвоение белка происходит наиболее полно, мучных изделий — с творогом, мясом или рыбой, хлеба — с молоком или простоквашей. И, конечно, не следует отдавать предпочтение каким-нибудь одним продуктам в ущерб другим: ребенку необходимы все пищевые вещества, ведь даже такие полноценные белковые продукты, как мясо и творог, при избыточном потреблении могут приносить вред организму, а лишенная в целом питательных веществ клетчатка (растительные волокна) овощей и фруктов полезна и необходима организму, т. к. способствует усилению перистальтики кишечника и регулирует его деятельность.

В суточном наборе продуктов для детей школьного возраста норма составляет:

 

картофеля — 220 г,

овощей разных — 250 г,

свежих фруктов — 150 г,

сахара — 55 г,

кондитерских изделий — 10 г,

масла сливочного — 25 г,

масла растительного —9 г,

мяса — 100 г,

рыбы — 50 г,

сметаны — 15 г,

сыра — 5 г,

хлеба пшеничного — 110 г,

ржаного — до 60 г.

Дети часто отказываются от черного хлеба, предпочитая белый. С этим не следует соглашаться, т. к. черный хлеб полезнее. Чай следует давать некрепкий (жидкий), вместо натурального кофе лучше давать его заменители. И чай, и кофе должны состоять на 2/3 из молока. Это же относится и к какао, которое можно включать в меню здоровых детей не чаще 1-2 раз в неделю. Дневной объем пищи для детей 6-8 лет увеличивается до 1800 г, 8-9 лет — до 2000 г. Необходимо следить за соблюдением указанного объема блюд, т. к. достаточное по калорийности и питательности, но малое по объему количество пищи не вызывает насыщения и может привести к запорам. Избыточные объемы пищи также могут нарушить нормальную функцию пищеварительных органов.

Потребность ребенка в пище характеризуется его аппетитом. Аппетит и объем съедаемой пищи во многом зависят от особенностей высшей нервной деятельности ребенка. Дети с уравновешенными нервными процессами обладают более устойчивым аппетитом, объем съедаемой ими пищи больше, чем у детей с преобладанием процессов возбуждения или торможения.

Количество жидкости для питья колеблется в зависимости от времени года. Потребность ребенка в воде в 3-4 раза больше, чем взрослого человека, поэтому резко ограничивать потребление им жидкости нельзя. Но чрезмерное питье не безвредно, т. к. способствует вымыванию из организма витаминов и минеральных солей. Следует учить ребенка пить воду небольшими глотками: выпитая залпом, она даже в большом количестве меньше утоляет жажду. Лучше использовать минеральную воду или воду с ягодными или фруктовыми соками. Некоторые дети просят пить перед началом еды, другие — во время приема пищи. Последнее случается обычно с детьми, у которых понижено слюноотделение, слизистая оболочка полости рта суховата, и пища не может достаточно смачиваться слюной. Отказывать в просьбе ребенку не следует, нужно следить только, чтобы он пил немного, несколько глотков.

Наиболее частой ошибкой в организации питания детей этого возраста является недостаточное включение в рацион овощей, особенно сырых. Современные дети в большинстве не знают вкуса репы, брюквы, тыквы. Им редко предлагают редьку, зеленый салат, свеклу. Между тем даже зимой, когда нет обилия овощей, в рационе ребенка по-прежнему ежедневно должны присутствовать сырые растительные продукты, обладающие высокой биологической ценностью. Кроме углеводов, растительных белков, минеральных солей, они содержат другие полезные вещества, в том числе препятствующие развитию в кишечнике гнилостных бактерий и грибковой флоры. Введение в салаты пряной зелени (укроп, петрушка, сельдерей) повышает секрецию пищеварительных желез, увеличивает переваривающую способность вырабатываемых ими ферментов. .

Характер питания детей в летнее время несколько изменяется. При высокой температуре окружающего воздуха угнетается выделение пищеварительных соков и тормозится моторика желудочно-кишечного тракта, ухудшается аппетит. Поэтому калорийность питания в жаркую погоду должна быть снижена. Рационально ограничить ее за счет уменьшения количества жиров и предпочтительного отношения к блюдам из продуктов, которые не требуют для переваривания большого количества пищеварительных соков (кефир, ацидофилин, простокваша, творог, фрукты и овощи). Для возбуждения аппетита первые блюда желательно давать в виде холодных овощных или фруктовых вегетарианских супов. Не следует давать детям очень горячую или очень холодную пищу.

В повседневной жизни нередко возникает необходимость замены одного продукта в детском питании другим, причем замена должна быть равноценной. Белковосодержащий продукт заменяют на продукт, также содержащий белки; углеводосодержащий — на содержащий другие виды углеводов и т. д. Нельзя заменять овощные блюда макаронами или мучными и крупяными изделиями. Чай, кисель, компот не заменяют молоко. Ничто не заменит свежую зелень, фрукты, ягоды. И лишь в тех случаях, когда какой-то продукт ребенок переносит плохо (пищевая аллергия), его можно заменять постоянно.

Условия кормления ребенка могут облегчать или осложнять процесс приема пищи. Главное при этом — постоянное соблюдение режима (ритма) кормления.

Родители обязаны воспитывать у детей уважение к любой пище, особенно к хлебу, объяснять, что все продукты питания созданы трудом людей. Мягко, но настойчиво надо добиваться, чтобы дети не оставляли недоеденных кусков, не играли хлебом. Дети должны знать, что во время еды необходимо поддерживать порядок и чистоту и не смахивать на пол крошки или кусочки пищи. Очень важно внушить им, что есть можно и нужно только за столом, с соблюдением должных гигиенических условий, что нельзя есть на ходу, где придется: на улице, в городском транспорте, в магазинах, беря фрукты или кондитерские изделия немытыми руками. Это негигиенично и некрасиво.



Понравилась статья? Лайкните, комментируйте, поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)

Комментарии к статье

Внимание! Реклама, сквернословие, спам и пр. не по теме статьи удаляется.
Для размещения рекламы обратитесь к администрации сайта.

Нажимая на кнопку "Отправить", я даю согласие на обработку персональных данных

Обсуждение: 3 комментария
  1. В школах 20 процентов детей берут еду из дома. И это более правильно, чем питаться в столовой.

  2. admin:

    Если в школьной столовой соблюдаются все требуемые условия — она более полезна. Горячее, жидкое питание гораздо лучше сухомятки и вредной для здоровья газированной воды.

    Испортит в детстве ребенок желудок — всю жизнь маяться будет и на лекарства работать.

  3. Общественное питание не может быть нормой. Оно не учитывает индивидуальные особенности ребенка.
    Многие продукты нельзя отнести к нормальному детскому питанию (колбасы, сосиски, тушенку и т.п.)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Как избавиться от болезней? Уникальный метод академика Б. Дюсупова