Рекреация


Рекреация (польское rekreacja — отдых, от латинского recreatio — восстановление. Далее по тексту — «Р.») в своем смысле имеет несколько значений: Рекреация 1) Отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда. 2) Помещение для отдыха (устаревшее). 3) Праздники, каникулы, перемена в школе (устаревшее). В первом значении термин «Р.» употребляется с 60-х годов 20 века в литературе по физиологическим, медицинским, социально-экономическим, архитектурно-строительным и др. проблемам организации отдыха населения. В случаях, когда отдых сочетается с лечением, например в санаториях, Р. без чётких границ смыкается с восстановлением здоровья, лечением. Рекреация характеризуется величиной времени, в рамках которого происходит восстановление сил, и деятельностью, осознанно или инстинктивно направленной на это восстановление. Величина рекреационного времени зависит от уровня производительности общественного труда и характера производственных отношений, а также от возраста, пола, профессии и ряда других социально-демографических факторов. Рост производительности общественного труда, с одной стороны, позволяет увеличить время на Р., а с другой — требует его увеличения как необходимого условия для простого и расширенного воспроизводства физических, духовных и интеллектуальных возможностей человека. Таким образом, общественно необходимому рабочему времени соответствует общественно необходимое рекреационное время. Научно-техническая революция увеличила долю интеллектуальных и психоэмоциональных нагрузок в труде за счёт сокращения физических. Это изменяет характер Р. преимущественно пассивную Р., направленную главным образом на восполнение энергетического ресурса организма, заменяет Р. активная, требующая энергетических затрат (за счёт энергетического ресурса, не израсходованного в рабочее время). Рекреационная деятельность охватывает различные виды занятий (туризм, физкультура, спорт, художественная самодеятельность, техническое творчество, коллекционирование и т.п.) с неодинаковой степенью физических, интеллектуальных и эмоциональных нагрузок. Социально перспективные виды этой деятельности способствуют гармоническому развитию личности и тем самым повышают социальную и физиологическую эффективность Р., а некоторые виды, связанные с трудовыми процессами, имеют прикладное значение. Рекреационная деятельность организуется, как правило, через различные государственные и общественные учреждения, клубы, носит общественный характер, но может быть индивидуальной и коммерческой. Во многих странах рекреационное обслуживание — самостоятельная сфера приложения труда и крупная отрасль экономики, привлекающая 2 — 5%, а в отдельных странах (например, Италия, Франция) до 10-15% занятого населения; валовые затраты населения на рекреационные услуги и товары составляют 3 — 5% и более фонда потребления (в СНГ около 5%, в США 5,5%). На территориях, обладающих наиболее благоприятными природными и экономическими условиями для организации рекреации, интересных в географическом, историческом, этнографическом и культурном отношениях, создаются дома отдыха, туристские базы, спортивные лагери, санатории, промышленные, торговые и посреднические предприятия, пути и необходимые средства сообщения. Основные рекреационные территории в СНГ: Кавказ, Крым, Карпаты, Прибалтика, некоторые районы Средней Азии, Урала, Южной Сибири и Дальнего Востока. Большую рекреационную ценность представляют культурные центры — Москва, Ленинград, Киев и другие города с их окрестностями, богатые памятниками истории и культуры, а также заповедники. Рекреационные ресурсы учитываются в районных планировках. Изыскание новых рекреационных территорий и изучение проблем их комплексного использования определили появление рекреационной географии, теоретической основы которой разрабатывались ранее в СССР (Институт географии АН СССР, МГУ и др.); изучением и использованием рекреационных ресурсов занимаются учреждения и организации (с учётом природно-климатических условий, культурных и исторических достопримечательностей, инфраструктуры, трудовых ресурсов и рекреационного спроса) ВЦСПС, министерств здравоохранения, культуры, сельского хозяйства, Госстроя и др. Исследования рекреационных возможностей ведутся в США, Франции, Испании, ЧССР, Болгарии, Югославии и других странах.  (В. М. Кривошеев, Б. Н. Лиханов)

Более подробно о рекреации читайте в литературе:

  • Лиханов Б. Н., Географическое изучение рекреационных ресурсов СССР и путей их использования, в кн.: Географическое изучение природных ресурсов и вопросы их рационального использования, М., 1973 (Итоги науки и техники. География СССР, т. 9);
  • Теоретические основы рекреационной географии, под ред. В. С. Преображенского, М., 1975 (проблемы конструкт. географии).



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

Рубрика: Тезаурус


Если вам понравилась статья, вы можете оставить комментарий или подписаться на новости, что бы получать каждую новую статью этого сайта.
Комментарии к статье

Внимание! Реклама, сквернословие, спам и пр. не по теме статьи удаляется. Для размещения рекламы обратитесь к администрации сайта.

Целебные настои для восстановления сил

✔ Положить в эмалированную кастрюльку урюка 3 шт., чернослива 5 шт., инжира 3 шт., изюма 1 ст. л., 2 яблока, 2 ломтика лимона. Все это покрыть водой и кипятить 5-10 мин на медленном огне. Съесть на завтрак.

✔ Один желток разбавить соком лимона или апельсина, добавить 1 ч. л. меда. Съесть на завтрак.

✔ Составить смесь из равных частей: пшеница, овсянка, ячмень. Размолоть зерна в кофемолке, залить теплой водой из расчета 1 ст.л. муки на 1 стакан воды. Настаивать 2 часа, процедить и пить с медом. Употреблять при малокровии и упадке сил.

✔ Один лимон опустить в кипящую воду на 1-2 мин, пропустить его через мясорубку или натереть на терке с кожурой и семенами. Добавить несоленое сливочное масло, 1-2 ст.л. меда, хорошо перемешать. Подавать к чаю.

✔ Зерна овса заливают кипятком из расчета 1 ч. овса и 3 ч. воды. После настаивания в течение суток в комнате жидкость сливают. Хранить настой в холодильнике. Пить теплым по 1/ 4 стакана 3-4 раза в день перед едой.

✔ 150 г тертых яблок перемешать с соком половины апельсина, добавить 10 очищенных грецких (или других) орехов. Вместо орехов можно взять несколько ложек взбитых сливок, а вместо апельсина — 2 ч.л. лимонного сока и столько же меда. Порция для одного человека в день. Питает головной мозг.

✔ 1 стакан овса и 5 стаканов воды варить до густоты жидкого киселя. Процедить, добавить равное количество кипяченого молока (или прокипятить с сырым молоком), остудить. В эту массу добавить 4-5 ст.л. меда. Принимать по 1/4 — 0/2 стакана отвара 3-4 раза в день.

Оставить комментарий

(обязательно)

(обязательно, нигде не публикуется)


*