Когда малышу 2-3 года

Как известно, формирование личности человека начинается с периода раннего детства. Поэтому если вы действительно хотите счастья своему ребенку, хотите, чтобы он вырос достойным гражданином общества и доставлял вам больше радостей, чем огорчений, то к вопросам правильного воспитания надо относиться очень вдумчиво и серьезно. Умственное развитие, особенности характера, отношение к окружающим людям и к природе — все это наследственно не предопределено, а формируется в процессе жизни.

Родители должны знать особенности развития ребенка. Они должны не только радоваться «достижениям» своего малыша, но и критически анализировать его поступки, поведение и намечать пути дальнейшего его воспитания. Большое внимание надо уделять не только своевременному, но и всестороннему гармоничному развитию. Ребенок должен быть развит как физически, так и духовно. Не следует допускать одностороннего развития ребенка. Некоторые дети, например, сравнительно рано (до полутора лет) начинают хорошо говорить. Родителям это нравится, и они много читают малышу, учат с ним различные стихи, в результате чего ребенок много и сложно говорит, но при этом он обычно почти сам не играет, становится неловким в движениях. С другой стороны, ничего хорошего нет и в том, если ребенок очень подвижен, быстр в движениях, но не может сосредоточенно чем-либо заниматься. Нельзя допускать и такого положения, когда не родители активно и целенаправленно развивают и формируют в ребенке то, в чем он несколько отстает, а ребенок командует ими, упрашивая позаниматься с ним именно тем, в чем он и так силен.

 

При воспитании ребенка 2-3 лет главное внимание надо уделять укреплению его здоровья, культурно-гигиеническим навыкам, развитию речи, движений, расширению знакомства с окружающим миром. Большое внимание должно быть уделено эмоциям и чувствам ребёнка, созданию у него положительных взаимоотношений со взрослыми и детьми. В этом же возрасте необходимо начинать нравственное и эстетическое воспитание.

На поведение ребенка очень большое влияние оказывает общий уклад семьи, взаимоотношения между ее членами. На втором, а тем более на третьем году жизни ребенок постоянно подражает поступкам и речи окружающих, точно, тонко воспроизводя интонации, услышанные слова. Поэтому если мать, отец, бабушка и другие члены семьи всегда спокойно и приветливо разговаривают между собой, заботливо и с уважением относятся друг к другу, бывают веселы, любят музыку, природу, всегда соблюдают порядок и необходимые культурно-гигиенические навыки, то и ребенок легко усваивает все эти особенности поведения. Если же отец или мать разрешают себе разговаривать резко, раздраженным тоном, то очень трудно заставить сынишку или дочурку вести себя иначе, потому что в воспитании детей главное значение имеет не словесное внушение, а пример поведения близких ему людей. Поэтому родители должны заняться и самовоспитанием.

Если ребенок с 2-3-месячного возраста жил по определенному режиму, то это облегчает выполнение им режима и в дальнейшей жизни. Значение режима для детей очень велико. Правильное чередование сна и отдыха с активной деятельностью во время бодрствования предупреждает переутомление, благоприятно сказывается на физическом развитии. Очень часто плохое настроение детей, их капризы обусловлены недосыпанием или переутомлением.

Соблюдение режима имеет большое воспитательное значение, т. к. приучает ребенка к организованности, выполнению определенного распорядка. Если ребенок изо дня в день привыкает по возвращении с прогулки раздеваться, мыть руки, есть, затем спать, то чередование всех этих режимных моментов не вызывает у него протестов. Наоборот, малейшее нарушение этого распорядка отмечается ребенком. Вместе с тем соблюдение режима подводит ребенка к пониманию очень важного в жизни слова «надо». Поскольку при правильном режиме слова «пойдем обедать», «теперь надо ложиться спать», то есть предъявляемые к ребенку требования, совпадают с его органическими потребностями, то они воспринимаются спокойно и охотно выполняются. Таким путем ребенок постепенно начинает понимать значение слова «надо» и приучается его выполнять.

Конечно, и дети, живущие по режиму, не всегда сразу соглашаются выполнить то, что им сказано, особенно если нужно прекратить интересные занятия. Однако терпеливое, но настойчивое требование взрослого все же выполняется ребенком без особого труда. Следовательно, организуя жизнь ребенка по определенному режиму, можно предупредить и одну из наиболее частых причин конфликтов — нежелание ребенка выполнить тот или иной режимный момент.

При составлении режима дня ребенка нужно учитывать научно обоснованные нормативы времени питания, длительности сна и бодрствования. Такой режим должен соблюдаться изо дня в день. Допустимы отклонения в отдельных случаях не более чем на 30 мин.

Крепкий, спокойный, достаточный по времени сон является одним из основных условий хорошего состояния нервной системы ребенка, его общего развития. Поэтому очень важно, используя правильные воспитательные приемы, достичь того, чтобы ребенок, находясь в кровати, быстро засыпал без всяких дополнительных воздействий и крепко спал необходимое ему по возрасту время. Быстрому засыпанию благоприятствует спокойное состояние ребенка при укладывании, поэтому избегать перед сном веселых, подвижных, «будоражащих» игр. Надо помнить и о том, что ребенок всегда радуется, возбуждается при возвращении домой близкого ему человека. Поэтому, если родители пришли домой в то время, когда ребенок готовится ко сну, то как бы им не хотелось повидаться с ребенком, лучше этого не делать.

Укрепляет положительное отношение к укладыванию и содействует быстрому засыпанию активное участие ребенка в процессе раздевания. Поэтому неправильно поступают те родители, которые сами раздевают ребенка, а для того, чтобы избежать протеста, отвлекают его внимание всякими рассказами. Так поступать нельзя. Нужно помочь ребенку раздеться самому. Если это выполнять систематически, то в возрасте 2 лет ребенок научится самостоятельно раздеваться лишь при небольшой помощи. А к 3 годам он уже вполне самостоятельно будет знать порядок раздевания и аккуратно складывать снятую одежду.

В домашних условиях ребенка лучше укладывать спать в той комнате, где никого нет. Если это невозможно сделать, то кровать ребенка не должна быть сильно освещена, в этой комнате нельзя громко разговаривать, включать радио, телевизор и пр. Все эти внешние воздействия не только мешают ребенку уснуть, но и лишают его полноценного отдыха.

На втором году жизни ребенок старается активно участвовать в процессе одевания. Несмотря на то, что процесс одевания сложнее, чем процесс раздевания, ребенок охотнее его выполняет, так как знает, что пойдет гулять или будет играть. А ребенок третьего года жизни обычно законно возражает: «Я сам!» И действительно, большей частью он справляется сам. Во время одевания нужно приучать ребенка к аккуратности, указывать и устранять недостатки в туалете.

При кормлении ребенка 2-3-летнего возраста нужно проявить большое внимание к тому, чтобы сохранить у него хороший аппетит, приучить есть разнообразную пищу, научить есть самостоятельно, привить культурно-гигиенические навыки.

Для сохранения у ребенка хорошего аппетита очень важно соблюдать правильный режим питания. Ни в коем случае нельзя давать ребенку что-либо, а тем более сладкое, в перерывах между кормлениями. Нередко бывает, что взрослые берут ребенка на руки и дают ему отведать то, что едят сами, хотя время его кормления еще не наступило. Такие «перекусы» резко снижают аппетит ребенка и поэтому недопустимы.

При кормлении ребенка рекомендуется придерживаться меню, включающего разнообразные блюда. Со вкусами ребенка нужно считаться: чаще давать ему ту еду, которую он любит, но неправильно всегда предлагать ребенку одни и те же любимые им блюда. Однообразная пища отрицательно сказывается на здоровье ребенка.

Нередко родители дают ребенку слишком большие порции. Ребенок с удовлетворением съедает полагающееся ему количество пищи, но так как в тарелку было положено больше, чем ему требуется, он отказывается от дальнейшего приема пищи. Родители начинают насильно давать ребенку еду, что может полностью испортить его аппетит. В результате такого кормления, для ребенка удовлетворение естественной потребности в пище превращается в наказание. Кроме того, пища, принятая насильно, усваивается организмом хуже. Когда внимание ребенка отвлечено чем-либо посторонним, у него не выделяются пищеварительные соки на вид и запах пищи.

Есть ребенок должен всегда в определенном месте и пользоваться мебелью, соответствующей его возрасту. Он должен сам подходить к своему столику, садиться на креслице, а родители в этом случае должны лишь помочь ему правильно сесть за стол. Большое внимание следует уделять тому, чтобы научить ребенка есть самостоятельно. К двум годам он ест самостоятельно все виды пищи. К этому же возрасту может научиться есть хлеб с первым блюдом. На протяжении третьего года жизни надо закрепить все приобретенные ребенком умения.

При кормлении надо воспитывать у ребенка культурно-гигиенические навыки и определенные правила поведения: садиться за стол только с вымытыми руками; соблюдать чистоту и аккуратность во время еды. Стол, за которым он ест, и пол вокруг должны быть чистыми, не надо разрешать ребенку крошить и бросать хлеб. Следует сразу вытирать стол, если на него попадает пища. Закончив прием пищи, ребенок 3 лет должен сам вытирать губы салфеткой, снимать ее и, сказав «спасибо», выходить из-за стола и ставить стул на место. Во время еды следует также приучать ребенка выражать все свои просьбы и желания спокойным тоном, в вежливой форме, используя слово «пожалуйста».

Для закрепления всех этих правил поведения ребенку необходимо напоминать о них, когда он их забывает.

Важно своевременно приучить ребенка проситься на горшок. Горшок должен находиться в определенном месте. Высаживать ребенка на него нужно в те моменты, когда есть все основания предполагать, что у него возникла соответствующая потребность. Обязательно следует высаживать ребенка на горшок после сна, если он просыпается сухим. Ребенку, даже 3-летнему, нужно предложить пойти на горшок перед сном и прогулкой.

Ночью многие дети спят сухими до самого утра уже с конца первого года жизни. Для того чтобы постель осталась сухой, надо не пропустить момент, когда ребенок проснется утром, и сразу его высадить на горшок. Если же ребенок ночью мочится, то на ужин ему следует давать что-нибудь соленое — икру, кусочек селедки или соленого огурца — и по возможности не давать пить. Уложить ребенка спать нужно через полчаса — час после ужина и перед сном обязательно посадить на горшок. Но если и при соблюдении этих условий ребенок все же мочится ночью, надо проследить, в какое время это бывает. Высаживать ночью на горшок можно только того ребенка, у которого соответствующий навык закреплен днем, и тихие слова матери или отца: «Садись, сделай на горшок» и поза на горшке побудят его сразу помочиться, после чего он опять быстро заснет. Если же ребенок плачет, протестует против того, что его будят и сажают на горшок, то ни в коем случае не следует его высаживать, т. к. этим нарушается его сон и создается отрицательное отношение к процессу высаживания.

Мыть руки, умываться дети, как правило, любят. Для закрепления этих навыков надо как можно больше привлекать ребенка к активному участию в этих гигиенических процедурах. К концу третьего года жизни он уже может сам, лишь при небольшой помощи взрослого, вымыть руки с мылом, умыться и вытереться;.знает свое полотенце, его место и возражает, когда ему предлагают вытереться чужим полотенцем.

К культурно-гигиеническим навыкам, которые надо воспитывать у ребенка в возрасте 2-3 лет, относится также умение пользоваться носовым платком. Ребенок должен знать о том, что у него в кармане всегда лежит носовой платок.

При постоянном внимании родителей к аккуратному виду ребенка он никогда не будет бегать со спущенным чулком, расшнурованным ботинком, и если не сможет сам привести себя в порядок, то обратится за помощью к взрослому.

Следует приучать ребенка к порядку, чтобы он знал, что каждая вещь имеет свое определенное место и всегда должна там находиться.

Общее развитие ребенка, формирование положительных черт характера происходит преимущественно в то время, когда он участвует в жизни близких ему людей, играет, наблюдает за окружающими.

Для развития движений малыша, для того, чтобы он стал ловким, осваивал всё более сложные движения и умел быстро, четко их выполнять, прежде всего надо не ограничивать его, не одергивать, не мешать выполнить задуманное, а иногда и помогать. Движения, особенно новые, доставляют ребенку большое удовольствие. Он в большей мере совершенствует их в процессе самостоятельной игры, когда ходит, бегает, взбирается на возвышения, спускается и пр. Содействуют развитию движений игрушки. Прекрасной игрушкой для развития общих движений и движений рук является мяч. Мяч хорош и тем, что это одна из первых игрушек, которая объединяет в игре нескольких детей.

Нередко ребенку нужно помочь: например, взобраться на возвышенность или спуститься с нее, научить играть в мяч, кататься на велосипеде. Иногда приходится поощрять ребенка к движениям, помочь преодолеть страх, например, при спуске на санках с высокой горы. Запрещать ребенку следует только те движения, которые сопряжены с опасностью для него. Если же он просто упадет или ушибется обо что-либо, не следует проявлять даже признаков испуга. Ребенка надо подбодрить: «Упал? Вставай скорее, почисти ручки».

В результате предоставленной свободы и помощи со стороны взрослых ребенок 2 лет совершенствуется в ходьбе. Движения его становятся координированными: он сочетает ходьбу с другими движениями — идет и несет что-либо, толкает что-то перед собой или везет. К 3-м годам жизни ребенок уже бегает, умеет кататься на велосипеде, а зимой — на санках и очень бывает рад, если ему удается все сделать без помощи взрослых.

Хорошее развитие движений имеет большое значение не только для физического, но и для общего развития ребенка: он становится смелее, увереннее в своих силах, способен преодолевать страх, проявлять сообразительность и настойчивость при достижении намеченной цели.

Для того чтобы ребенок свободно двигался, ему нужна соответствующая одежда: она должна быть легкой, не стесняющей движений, из ткани, которая хорошо моется.

Своевременное и правильное развитие речи ребенка должно быть предметом постоянного внимания родителей. Прежде всего родители должны давать безукоризненные образцы речи как в отношении интонации и грамотности, так и ее чистоты. Повседневно общаясь с ребенком, нужно развивать его речь, знакомить с окружающим миром, научить ребенка чисто и правильно выговаривать слова.

Развитие речи ребенка происходит в двух направлениях: понимания им речи окружающих и развития его активной речи. Первое всегда опережает второе. Особенно, это заметно у детей в возрасте 1 года б месяцев — 1 года 8 месяцев, которые почти всё понимают, что им говорят, но сами еще очень слабо пользуются речью и произносят обычно 40 слов.

Поскольку родители называют ребенку все, что он видит, все, что он делает, и посредством речи организуют его поведение: «Пойди ко мне», «Отнеси папе газету», никаких трудностей в развитии понимания речи у ребенка не возникает. Но в развитии активной речи самого ребенка нередко имеются задержки и некоторые недостатки. Для их предупреждения надо, начиная со второго года жизни, создать у ребенка потребность в общении, совершенствовать подражание звукам, словам, учить говорить. С ребенком приходится много заниматься, чтобы научить его правильно произносить слова, побуждая его называть окружающих лиц, предметы, движения и действия. С начала второго года жизни приходится многократно произносить даже простые по звуковому составу слова для того, чтобы ребенок повторил их и усвоил. В этом возрасте допустимо использование и упрощенных слов с тем, чтобы в конце второго года жизни научить ребенка все называть правильно.

Иногда задержка в развитии активной речи связана с тем, что окружающие ребенка лица полностью понимают и выполняют все его желания, выраженные мимикой, жестом или каким-нибудь нечленораздельным звуком. Так поступать неправильно. Если даже ясно, чего ребенок хочет, надо побудить его- выразить это желание словами.

Значительный скачок в развитии речи происходит с того времени, когда ребенок начинает легко подражать услышанным словам. У большинства детей быстрое развитие активной речи наступает примерно в возрасте 2 лет, но у некоторых и значительно раньше, еще в начале второго года жизни. Считается, что ребенок к 2-летнему возрасту произносит около 300 слов; к 3-летнему использует почти все части речи и употребляет около 1200-1500 слов. Ребенок все буквы, за исключением «р» и шипящих, может произносить чисто; говорит сложными фразами, употребляет вопросительные и восклицательные предложения.

Развитие речи ребенка неразрывно связано с расширением его знакомства с окружающим миром, со свойствами предметов, явлениями природы, с бытовой и трудовой жизнью окружающих его людей. Ребенок не только различает, но и называет цвета, величину и форму предметов.

В результате развития речи усложняется и психическая деятельность ребенка, расширяются его понятия, представления об окружающем, например: «Сейчас весна, снега нет, листочки распускаются». Он сам уже делает умозаключения и сравнения, пытается установить причинную связь. По мере развития речи увеличивается и усложняется ее роль в жизни ребенка. Он широко использует речь во время игры, намечает, что будет делать, строить; вспоминает о том, что было; рассказывает, что будет. Вместе с тем продолжается и развитие понимания речи. Ребенок вслушивается и понимает не только слова, обращенные к нему, но и то, о чем говорят между собой взрослые.

В возрасте 2-3 лет следует приучить ребенка к выполнению определенных правил поведения: благодарить после еды, за полученную вещь; здороваться и прощаться; говорить «спокойной ночи»; бегать только по дорожкам сквера или сада, но не бегать по тротуару; переходить улицу, держась за руку; спокойно выполнять просьбу взрослого и пр. Следует воспитывать в ребенке приветливое и заботливое отношение и к незнакомым ему людям и другим детям (приучать делиться с другим ребенком игрушками; не разрешать брать без спроса игрушки других детей).

Положительные взаимоотношения со взрослыми и детьми являются основой хорошего эмоционального состояния ребенка. Эмоции, или чувства, имеют очень большое значение в жизни детей. Положительные эмоции — удовольствие, радость, веселье — повышают активность ребенка, его восприимчивость, благотворно влияют на протекание всех физиологических процессов в организме, укрепляют здоровье. Поэтому так важно достичь того, чтобы радостное настроение у ребенка было преобладающим. Главными источниками удовольствия, радости ребенка является его активная деятельность, общение с близкими ему лицами. Большой интерес к окружающему, радость активной деятельности нужно всячески укреплять. Лишение ребенка возможности двигаться, заниматься каким-либо интересным предметом вызывает у него огорчение и плач. Очень ценным является чувство радости, удовольствия, возникающее у ребенка при завершения им после долгих стараний определенного действия или движения (собрать все кольца пирамидки, залезть на диван, построить из кирпичиков домик). Поддерживают хорошее настроение у ребенка и ласковый взгляд, поощрительное слово со стороны близких ему лиц, их сочувствие в его игре, но особенно радуют его веселые, подвижные игры («догонялки», игра с мячом).

Привязанность, любовь к родителям, родным на втором-третьем году жизни у ребенка закрепляются. Он радуется, когда они приходят, играют, занимаются с ним. Нередко плачет, когда уходят, скучает в их отсутствие. Но уже с этого возраста следует воспитывать у ребенка и заботу о своих близких, умение считаться с ними, не делать сейчас то, что хочется сделать: очень хочется показать папе принесенного с прогулки жука, но… «сейчас этого делать нельзя, так как папа спит». Точно так же нельзя допускать, чтобы ребенок командовал вами: «Не садись туда, садись сюда», «Не разговаривай с тетей, почитай мне» и т. п. С раннего возраста бережно, тактично нужно приучить ребенка к тому, чтобы он знал, что не всегда может быть мгновенно выполнено то, что он захочет. И нравственный облик ребенка, и его настроение в очень большой мере зависят от того, насколько легко он отказывается от желаемого ради другого человека или спокойно ожидает того времени, когда можно будет желаемое осуществить.

Неправильно поступают те родители, которые, жалея ребенка, делают все, как он захочет. В результате можно «воспитать» ребенка так, что он будет считать, что все должно делаться только для него. В случае невыполнения его требований он плачет, приходит в отчаяние. Не следует также сразу удовлетворять и все желания ребенка в приобретении новых игрушек. У него должны быть необходимые игрушки, но это не значит, что он должен иметь все, что ему нравится. Очень важно научить ребенка понимать поощрение, осуждение, выраженное в наиболее деликатной форме, и не доводить до того, чтобы он слушался только резких окриков.

Многих родителей интересует вопрос: что нужно делать и как следует поступать, чтобы ребенок слушался? Но при правильном воспитании ребенка с первых месяцев жизни этот вопрос не должен возникать.

В возрасте 3 лет, когда у ребенка уже хорошо развито подражание, он может воспринимать от взрослых и детей отрицательные поступки: плевать, ругаться и т. п. В этих случаях ему следует спокойно сказать, что так поступать нехорошо. Очень важно для правильного воспитания ребенка запрещать ему только то, что действительно делать нельзя, но если уж запретили, то будьте тверды в своем решении. Недостаточная твердость родителей в этом отношении является основной причиной капризов детей.

Родителям необходимо оберегать ребенка от отрицательных эмоций, чувства страха, которое может возникнуть у него при резких, громких звуках, при виде чего-то необычного. Ребенок не должен пугаться автомобиля, но должен знать, что нельзя играть на мостовой; не должен бояться собаки, но должен знать, что без разрешения хозяина трогать ее нельзя, и т. д. Нельзя пугать детей, т. к. пережитое чувство страха, испуга нередко оставляет неизгладимый след в психике ребенка. Кроме того, пугая ребенка «бармалеем», «стариком», «милиционером», вы воспитываете в нем не только страх, но я недоверие к окружающим людям. Для воспитания в ребенке умения сосредоточенно, самостоятельно играть нужны разнообразные, соответствующие возрасту и развитию ребенка игрушки. Желательно, чтобы уже на втором году жизни ребенок имел определенное место для игры: низкий столик со стульчиком или креслицем, специальный детский шкаф или низко прибитую полку, где удобно хранить игрушки, книги; «кукольный уголок»; рядом — небольшой коврик для игры. Игрушки всегда должны находиться в полном порядке. Чрезмерное обилие игрушек вредно: оно снижает интерес к ним. Поэтому те игрушки, которыми ребенок пользуется меньше, нужно на некоторое время убрать.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!



Если вам понравилась статья, вы можете оставить комментарий или подписаться на новости, что бы получать каждую новую статью этого сайта.
Комментарии к статье

Внимание! Реклама, сквернословие, спам и пр. не по теме статьи удаляется. Для размещения рекламы обратитесь к администрации сайта.
Нажимая на кнопку "Отправить", я даю согласие на обработку персональных данных

Отсутствие ласки в младенческом возрасте влияет на развитие детей, и в дальнейшем у них могут проявиться тревожность и неспособность формировать отношения.
Сравнили детей, которых воспитывают их биологические родители в Америке, с малышами, усыновленными американцами в приютах России и Румынии. За ними наблюдали дома, когда они сидели на коленях у родных и приемных матерей.
После этого у детей взяли анализ мочи, чтобы измерить уровень двух гормонов: вазопрессина, помогающего узнавать знакомых людей и жить в социальных группах, и окситоцина, вызывающего чувство защищенности и снижающего уровень стресса. У бывших детдомовцев уровень вазопрессина и окситоцина оказаля ниже, чем у их ровесников из благополучных семей. Отсутствие тесного контакта с матерью сразу после рождения деформирует некоторые структуры мозга детей, и впоследствии они уже никогда не развиваются в полной мере.
Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким, здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении! Поощряйте его игры, забавы, милый инстинкт. Кто из нас не сожалел иногда об этом возрасте, когда на губах вечно смех, а на душе всегда мир?
Ж. Ж. Руссо

Оставить комментарий

(обязательно)

(обязательно, нигде не публикуется)


Нажимая на кнопку "Добавить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных