Грудной ребёнок

Грудной ребёнок (далее по тексту — «Г. р.») — это ребёнок до конца первого года жизни. С момента рождения и перерезки пупочного канатика у ребёнка прекращается непосредственная связь с организмомОрганизм (от средне-векового латинского organizo — устраиваю, сообщаю стройный вид) — живое существо, обладающее совокупностью свойств, отличающих его от неживой материи. Большинство организмов имеет клеточное строение. Формирование целостного организма — процесс, состоящий из дифференцировки структур (клеток, тканей, органов) и функций и их интеграции как в онтогенезе, так и в филогенезе. матери, и он вступает в свой первый период жизни — период новорождённости. Со 2-го мес начинается второй период жизни — период грудного возраста, продолжающийся до конца первого года. В этот период происходит усиленное развитие функциональных способностей всех органовОрган — часть организма, выполняющая определенную функцию (например, сердце, печень). и систем организма ребёнка. Наиболее характерной особенностью грудного возраста является увеличение роста и нарастание массы тела Г. р.

Грудной ребёнокДлина тела доношенного новорождённого в среднем равна 50 сантиметров. Мальчики обычно несколько крупнее девочек. За первый год жизни рост ребёнка увеличивается на 25 см. Наиболее энергично увеличение роста идёт в первую четверть года, когда ежемесячная прибавка его равняется 3 см. Во вторую четверть года рост увеличивается на 2 — 2,5 см в месяц, в третью — на 2 см и в четвёртую — на 1,5 сантиметров. Законы увеличения массы тела те же, что и роста: чем моложе ребёнок, тем интенсивнее идёт прибавка его массы. В течение 1-го месяца жизни масса ребёнка увеличивается на 600 — 700 грамм, на 2-м месяце — на 800 — 1000 г. Для 1-го полугодия средняя месячная прибавка массы — 600 г, для 2-го — 500 г. К 5 — 6 мес Г. р. удваивает свою первоначальную массу, к году утраивает.

Органы пищеваренияПищеварение — процесс механической и химической переработки пищи, в результате которой питательные вещества всасываются и усваиваются, а продукты распада и непереваренные вещества выводятся из организма. Химическая переработка пищи осуществляется главным образом ферментами пищеварительных соков (слюна, желудочный, панкреатический, кишечный сок, желчь). грудных детей приспособлены к перевариванию женского молока и только постепенно получают способность усваивать другую пищу. Для усиленного обмена веществОбмен веществ (метаболизм) — совокупность всех видов превращений веществ и энергии в организме, обеспечивающих его развитие, жизнедеятельность и самовоспроизведение, а также его связь с окружающей средой и адаптацию к изменениям внешних условий.
Основу обмена веществ составляют взаимосвязанные процессы: анаболизм и катаболизм (синтез и разрушение веществ), направленные на непрерывное обновление живого материала и обеспечение его необходимой для жизнедеятельности энергией. Осуществляются они путем последовательных химических реакций с участием веществ, ускоряющих эти процессы — ферментов. В организме человека происходит гормональная регуляция обмена веществ, координируемая центральной нервной системой. Любое заболевание сопровождается нарушениями обмена веществ; генетически обусловленные служат причиной многих наследственных болезней.
и роста тканей организму грудному ребенку требуется в 2 — 2,5 раза больше пищи на 1 кг массы тела, чем взрослому человеку. Нагрузка на органы пищеварения повышенная и, вследствие незрелости пищеварительного тракта, особенно при неправильном вскармливании, вызывает желудочно-кишечные расстройства и нарушения обмена веществ. Количество слюныСлюна — секрет слюнных желез, содержит около 99% воды, слизь, соли, ферменты — амилазу, расщепляющую крахмал, лизоцим, обладающий бактерицидными свойствами, и др. вещества. Смачивает разжевываемую пищу, способствуя превращению ее в легко проглатываемый комок. увеличивается к 3,5 — 4 — 6 месяцам жизни. Ёмкость желудка у новорождённого в среднем 30 — 35 мл, за каждый месяц возрастает на 20 — 25 мл, к 3 мес достигает 100 мл, а к году — 250 — 350 миллилитров.

Испражнения здорового Г. р. золотисто-жёлтого цвета (на воздухе зеленеют). При искусственном вскармливании стул более светлого цвета, иногда с серовато-глинистым оттенком, может иметь гнилостный запах. В первые недели жизни опорожнение кишечникаКишечник — пищеварительная трубка у большинства животных; начинается ротовым и кончается заднепроходным отверстием. У человека и животных с дифференцированной на отделы пищеварительной системой кишечник — часть пищеварительного канала, следующая за желудком. В кишечнике происходят основные процессы переваривания пищи и всасывается значительная часть питательных веществ и воды. Железы кишечника выделяют кишечный сок, гормоны. происходит 4 — 5 раз в сутки, позже — 2 — 3 раза, к концу 1-го года — 1 — 2 раза (при искусственном вскармливании — реже). Нечастые срыгивания небольшими порциями молока свойственны всем детям. Обильные срыгивания после каждого кормления обычно бывают при заглатывании ребёнком во время сосания большого количества воздуха. В таких случаях достаточно бывает после кормления придать ребёнку на несколько минут вертикальное положение и подождать, пока выйдет воздух (отрыжка). Рвота бывает при переедании; рвота, возникающая через час после кормления, указывает на заболевание Г. р. Зелёные испражнения с мелкими белыми комочками также могут быть при переедании, а наличие других признаков (частый стул, водянистые испражнения с примесью слизиСлизь — жидкий секрет, продуцируемый особыми железами. и крови, падение веса, рвота, вздутие живота, повышение температуры тела) свидетельствует о болезни. Первые, молочные, зубы появляются у большинства здоровых детей на 6 — 8-м месяцу жизни. К году у ребёнка должно быть 8 зубов. Прорезывание зубов, как правило, никаких заболеваний не вызывает.

Органы дыханияДыхание — совокупность процессов, обеспечивающих поступление в организм кислорода и удаление углекислого газа (внешнее дыхание), а также использование кислорода клетками и тканями для окисления органических веществ с освобождением энергии, необходимой для их жизнедеятельности (так называемое клеточное, или тканевое, дыхание). Г. р. несут повышенную нагрузку, т. к. потребность в кислороде у грудных детей больше, чем у взрослого человека, вследствие интенсивного обмена веществ. Число дыханий в 1 минуту у ребёнка в возрасте от 2 недель до 6 месяцев — 40 — 45, от 6 до 7 мес — 35 — 40 и от 7 до 12 мес — 30 — 35 (у взрослого — 16 — 20), поэтому и количество воздуха, пропускаемого через лёгкие (газообмен), относительно больше, чем у взрослого. На одно дыхательное движение у новорождённых в среднем приходится 2,5 — 3 пульсовых удара, а к концу года — 3 — 4 удара. Температура тела у детей 1-го года жизни на 0,3 — 0,4 °С выше, чем у взрослых.

Для Г. р. характерны пониженная возбудимость и лёгкая утомляемость коры головного мозгаМозг головной — центральный отдел нервной системы. Состоит из нервной ткани: серого вещества (скопление главным образом нервных клеток) и белого вещества (скопление главным образом нервных волокон). Окружают их мозговые оболочки — соединительнотканные мембраны, пространство между которыми заполнено спинномозговой жидкостью. Мозжечок, часть ствола головного мозга (заднего мозга), играет ведущую роль в поддержании равновесия тела и координации движений.. Чувство вкуса развито уже у новорождённого; на 3-м месяце здоровый грудной ребёнок довольно тонко дифференцирует основные вкусовые раздражители. Чёткая дифференцировка запахов развивается к 4-му месяцу жизни. Кожная чувствительностьЧувствительность — способность организма воспринимать раздражения, поступающие из окружающей или внутренней среды, и отвечать на них дифференцированными формами реакций. у Г. р. выражена хорошо.

Окружность головы, равная у новорождённого 34 — 36 сантиметрам, особенно интенсивно увеличивается в течение первых месяцев жизни; к концу года она достигает в среднем 46 см. На черепеЧереп — скелет головы позвоночных. прощупываются места, где есть т. н. родничкиРоднички — остатки перепончатого скелета, соединяющие кости черепа у новорождённого ребёнка, благодаря чему головка плода при прохождении по родовым путям сжимается. Передний, или большой, родничок (место соединения лобных и теменных костей) зарастает на 2-м году жизни; задний, или малый (в месте соединения затылочной кости с теменными) зарастает к моменту рождения или вскоре после него, так же как и боковые (сосцевидный и клиновидный) роднички.
Задержка зарастания родничков наблюдается при рахите и некоторых других заболеваниях.
. Большой родничок закрывается (зарастает) к концу 1-го года жизни. Окружность груди у мальчиков, как правило, больше, чем у девочек. У новорождённого окружность груди на 2 — 4 см меньше окружности головы, а к концу года уже превышает её, равняясь в среднем 51 см. ПозвоночникПозвоночник — осевой скелет человека, состоит из 32—34 позвонков, соединенных между собой хрящами, суставами и связками или срастающихся. В нем различают 5 отделов: шейный (7 позвонков), грудной (12), поясничный (5), крестцовый (5, срастаются), копчиковый (3—5, срастаются). Г. р. очень неустойчив и при раннем переводе ребёнка в вертикальное положение, усаживаний, при ношении ребёнка на одной руке легко подвергается искривлению (искривление позвоночника).

Нормально развивающийся здоровый Г. р. на 2-м месяце начинает держать голову. Лёжа на животе, приподнимает грудь, поворачивает голову на звук. В ответ на разговор с ним улыбается. К 3 месяцам жизни объём движений увеличивается. Грудной ребенок улавливает направление звука; хорошо держит голову; переворачивается со спины на бок; тянет предметы в рот. В 4 месяца берёт и удерживает предметы, поворачивается со спины на живот, лёжа на животе, поднимается на руках, опираясь на ладони. В 6 месяцев может сидеть без посторонней поддержки, переворачивается с живота на спину, пытается ползать, произносит отдельные слоги: «ба», «ма» и т. д. В 7 мес встаёт на колени, цепляясь за сетку кровати; ползает. К 9 — 10 мес стоит без опоры, ходит с поддержкой, к году обычно ребёнок ходит без неё. С 10 месяца начинает произносить простые слова: «мама», «баба», «дай» и т. д. К году запас слов составляет 8 — 12. Ласковый разговор взрослого с ребёнком стимулирует развитие его речи.

Рост и развитие Г. р. идут нормально только при правильно организованных вскармливании, уходе и правильном воспитании. С 1,5 до 3 месяцев грудного ребенка следует кормить через 3,5 часов, а после 3 мес — через 4 ч. До 3 мес ребёнок съедает пищу, по количеству составляющую 1/2 массы его тела; в возрасте от 3 до 6 мес количество принимаемой пищи составляет 1/6, а после 7 мес — 1/7 массы тела Г. р. С месячного возраста ребёнок должен получать натуральные соки (начинают с нескольких капель, доводят до 1 чайной ложки 3 раза в день к 3 мес и 50 г в сутки к 5 мес). С 4 мес перед кормлением дают сырое протёртое яблоко (начиная с 1/2 чайной ложки, постепенно увеличивают до 2 чайных ложек). С 4,5 мес Г. р. может получать 1/4, а позднее 1/2 варёного протёртого яичного желтка в день. С 5 месяцев вводят прикорм (овощное пюре, каша). В 7 месяцев в рационРацион — пищевой паёк или порция пищи, корма на определённый срок. вводят суп (оставляют 3 грудных кормления). В 8 мес дают протёртое мясо (2 грудных кормления). От груди отлучать здорового ребёнка целесообразно к 11 — 12 месяцам (но не в летнее время).

Уход за грудными детьми строится на самом строгом соблюдении чистоты во всём, что соприкасается с Г. р. (руки и одежда ухаживающих, бельё, одежда, игрушки, посуда Г. р. и др.). Уборка комнаты, где живёт Г. р., должна проводиться влажным способом. У каждого ребёнка должна быть своя кровать. Оптимальная температура воздуха для пребывания ребёнка 20 — 22°C. Лицо и руки ребёнка необходимо мыть каждое утро кипячёной водой. Глаза промывают кипячёной водой или раствором борной кислоты (1 чайная ложка борной кислоты на стакан тёплой воды) от наружного угла глаза к носу. Нос прочищают ватным жгутиком, смоченным вазелиновым маслом или кипячёной водой. Ушные раковины по мере надобности также прочищают ватным жгутиком. Руки моют отдельно. Ногти на руках и ногах стригут по мере отрастания (ножницами с тупыми концами). Г. р. следует купать ежедневно (температура воды 37 — 36,5°C). Купать ребёнка лучше всего в 8 — 9 ч вечера. С целью предупреждения опрелостей складки кожиКожа — наружный покров тела животных и человека. Защищает организм от внешних воздействий, участвует в осязании, обмене веществ, выделении, терморегуляции. У взрослого человека площадь кожи составляет 1,5-2 м2. Клетки наружного слоя кожи обновляются за 20 суток. Поверхность имеет строго индивидуальный рисунок, не меняющийся с возрастом. Производные кожи: волосы, когти, перья, ногти и др. Заболевания кожи: дерматиты и др. смазывают маслом (вазелиновым, растительным, обязательно прокипяченным) или припудривают детской присыпкой. После каждого испражнения ребёнка подмывают тёплой водой. Если у него спутываются на затылке волосы, их обрезают ножницами. При появлении на головке ребёнка белых сухих плёночек (или корочек) кожу головы смазывают прокипяченным растительным маслом. Во время купания эти корочки отходят сами.

В первые месяцы жизни одежда грудного ребенка состоит из распашонки, кофточки и пелёнок. При ежедневной стирке для Г. р. нужно 10 распашонок, 6 кофточек, 24 подгузника, 24 тонкие пелёнки и 12 бумазейных (фланелевых). Вредно туго пеленать, а тем более свивать Г. р. Тугое пеленание мешает правильному развитию грудной клетки Г. р., достаточной вентиляции лёгких, развитию мускулатуры. Кожа при тугом пеленании легко подвергается опрелости, гнойничковым заболеваниям. Не следует заворачивать Г. р. в клеёнку.

Для детей от 2 до 9 месяцев рекомендуется такой распорядок: сон, еда, бодрствование (игра), а затем снова сон до следующего кормления. Длительность промежутков между сном увеличивают постепенно: 3-месячный ребёнок может бодрствовать, не утомляясь, 1 — 1,5 ч, 9 — 10-месячный — 2,5 ч, от 1 года до 1,5 лет — 3 — 4 ч. В часы бодрствования с 2-месячного возраста Г. р. надевают штаны-пелёнки (ползунки).

Необходимо своевременно вырабатывать у Г. р. навыки самостоятельности и опрятности. К 5 месяцам надо развивать умение держать бутылочку, к 9 — 10 мес снимать губами пищу с ложки и пить из чашки. С 5 — 6 мес Г. р. следует высаживать.

Прогулка входит в режим грудного ребенка независимо от его возраста. Одежда Г. р. должна соответствовать погоде, чтобы избежать охлаждения или перегревания. Первый раз Г. р. выносят на прогулку в холодное время года в возрасте 3 — 4 недель при температуре воздуха не ниже — 5°С. В первые дни продолжительность прогулки 10 мин, в течение недели её доводят до 45 мин — 1 ч. 2 — 3-месячных детей выносят на улицу зимой при температуре не ниже — 10°С. В холодные дни прогулку лучше проводить 2 раза в день по 30 мин. С 3 — 6-месячным Г. р. можно гулять при температуре — 12°С, а к концу года при — 15°С. Зимой проводят 2 прогулки общей продолжительностью от 1 до 2 — 3 ч. Для детей, привыкших спать летом на улице, нужно сохранить этот режим и зимой.

Нежность и ранимость слизистых оболочек органов дыхания и пищеварения обусловливают частые заболевания этих органов. У Г. р. может выявиться необычная реакция организма на молоко матери, коровье молоко, сок цитрусовых растений, клубники, желток и т. д. — диатез экссудативно-катаральный. У этих детей с 2 — 5 месяцев на щеках появляются краснота и сухость кожи, сопровождающиеся зудом, иногда шелушением; корочки на волосистой части головы; может наблюдаться «географический язык» (чередование на нём гладких и шероховатых участков, полос); различные сыпи.

У Г. р. (особенно в зимнее время) в возрасте 2 — 3 мес может развиться рахит. Профилактику рахита витаминомВитамины — органические вещества, образующиеся в организме с помощью микрофлоры кишечника или поступающие с пищей, Обычно растительной. Необходимы для нормального обмена веществ и жизнедеятеэгеяосяги. Длительное употребление пищи, лишеных витаминов, вызывает заболевания (авитаминоз, гиповитаминоз). Основные витамины: А (ретинол), Д (кальциферолы), Е (токоферолы), К (филлохинон); Н (биотин), РР (никотиновая кислота), С (аскорбиновая кислота), B1 (тиамин), В2 (рибофлавин), В3 (пантотеновая кислота), В6 (пиридоксин), B12 (цианкобаламин), Вс (фолиевая кислота). АД, Е и К являются жирорастворимыми, остальные — водорастворимыми. D начинают с 2-недельного возраста.

Дети первых 2 — 3 месяцев жизни невосприимчивы к инфекционным заболеваниям вследствие перехода антител во внутриутробном периоде развития из организма матери (иммунитет). Через несколько месяцев этот иммунитет пропадает. Для предупреждения инфекционных заболеваний Г. р. проводят профилактические прививки: в родильном доме — против туберкулёза (внутрикожное введение вакциныВакцина (от латинского vaccina — коровья) — препарат из живых (обезвреженных) или убитых микроорганизмов, также из отдельных компонентов микробной клетки. Применяется с лечебной и профилактической целями. БЦЖ), в возрасте 2 мес — вакцинация против полиомиелита, вакцину КДС (коклюшнодифтерийностолбнячную ) вводят в 5 мес, а затем в 6 и 7 мес, прививку против оспы делают на 10 — 12-м мес. Особую опасность для грудных детей представляют грипп и др. острые респираторные инфекции, которые в этом возрасте часто осложняются воспалением лёгких.

Повышению устойчивости организма Г. р. к вредным влияниям внешней среды способствуют правильное физическое воспитание и закаливание организма. С конца 1-го месяца ребёнка необходимо класть на живот на твёрдую поверхность, делать массажМассаж (франц. massage, от араб. масс — касаться) — механическое воздействие специальными приемами на поверхность тела или какого-либо органа с лечебной или гигиенической целью. Усиливает пото- и салоотделение, улучшает крово- и лимфообращение, обмен веществ. Проводится руками, реже — инструментам., а с 2 мес — гимнастику; с 2 — 3 мес можно приступать к воздушным ваннам (аэротерапия), которые сочетают с гимнастикой. Продолжительность воздушной ванны 2 — 3 мин в начале, постепенно увеличивается до 30 минут для годовалых детей. С 6-месячного возраста можно рекомендовать обтирания тёплой водой 36 — 35°C влажной рукавичкой из фланели или махровой ткани. Через каждые 5 — 7 дней температуру воды снижают на 1°С. Для годовалых детей она может быть 30°C. Обтирание проводят в течение 2 — 3 — 4 мин. После обтирания ребёнка насухо вытирают до лёгкого покраснения кожи. (Е. Ч. Новикова)

Более подробно про грудных детей читайте в литературе:

  • Левиант С. М., Физическое развитие детей первых трёх лет жизни, Л., 1963;
  • Люблинская А. А., Очерки психического развития ребёнка, 2 изд., М., 1965;
  • Развитие и воспитание ребёнка от рождения до трёх лет, под ред. Н. М. Щелованова, М., 1965;
  • Архангельский Б. А., Георгий Несторович Сперанский, Мать и дитя, Школа молодой матери, М., 1956;
  • Спок Б., Ребёнок и уход за ним, перевод с английского, 2 изд., М., 1971.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!



Если вам понравилась статья, вы можете оставить комментарий или подписаться на новости, что бы получать каждую новую статью этого сайта.
Комментарии к статье

Внимание! Реклама, сквернословие, спам и пр. не по теме статьи удаляется. Для размещения рекламы обратитесь к администрации сайта.

Каждый родившийся ребенок – это весть о том, что Бог еще не разочаровался в людях. Рабиндранат Тагор

Оставить комментарий

(обязательно)

(обязательно, нигде не публикуется)


*